В Санкт-Петербурге прошла встреча выпускников Соловецкой школы юнг

В преддверии Дня защитника Отечества выпускники Соловецкой школы юнг собрались в Санкт-Петербурге. Мероприятие прошло в Колледже Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Гостей приветствовала проректор по развитию филиалов ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Елена Альбертовна Смягликова: «Сегодня мы принимаем гостей, наших северян. Для нас очень важно, что ветераны приехали к нам в гости. Благодарим ректора нашего университета Сергея Барышникова, правительство Архангельской области, Александра Журавского – советника заместителя губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага, капитана 1 ранга. Дорогие друзья, уважаемые ветераны! Север – это очень важно для России и для нас!».

Торжественное мероприятие включало возложение цветов к монументу «Памяти моряков Полярных конвоев 1941-1945 гг.», установленному перед зданием Колледжа, чествование ветеранов и концертную программу. Курсанты колледжа исполнили любимые песни ветеранов и зажигательный матросский танец «Яблочко», а Леонид Морской проникновенно спел подхваченный всеми романс «Гори, гори, моя звезда».

Центральным событием мероприятия стали рассказы ветеранов — выпускников легендарной Соловецкой школы юнг. Вот рассказы нескольких выпускников:

Павел Иванович Семёнов в 1943 году стал юнгой Балтийского флота, служил торпедистом-минером на боевом торпедном катере дивизиона торпедных катеров-смертников Балтийского флота. Победу 15-летний Павел встретил в Кёнигсберге. Награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной звезды, медалями «Партизану Отечественной войны», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», медалями Ушакова и Нахимова.

Именно он стал прототипом создания скульптуры для памятника «Юнгам Балтийского флота» в Санкт-Петербурге. Павел Иванович пишет стихотворения, в которых есть и гордость за свое Отечество, и уважение к ветеранам, и любовь к Родине.

Берущие за душу слова Павла Ивановича:

«С 11 лет, в 1941-1943 годах я был партизаном. Ходили мы в разведку так называемыми «тройками».  Удостоился звания старшины, получил боевые награды. Позже был направлен на Соловки, в школу юнг. Перед отправкой учились в Кронштадте четыре месяца. Стал торпедистом-минером. Однажды на службе передают: идет немецкая эскадра на бухту Эзель. «Тебе не страшно?», – спрашивает капитан, герой СССР. «А у вас кальсончики запасные есть?!», – дерзко говорю в ответ.

За выполнение этого задания  получил орден Отечественной войны I степени, медаль Ушакова. До 1953 года служил на торпедных катерах».

Еще один соловецкий юнга – Владимир Иванович Мезенков. Его направили в класс для обучения мастерству связиста. Там кроме точного музыкального слуха необходимы были и технические знания, умение быстро настроить аппаратуру, без искажений передать радиограммы. Юнга Мезенков в этом деле преуспел. Прослужил на флоте с 1943 года по 1948-й. А затем 42 года отдал службе в пожарной охране. Сейчас он – председатель Объединенного совета ветеранов пожарной охраны Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Наказ Владимир Иванович:

— Ребята, не задирайте нос. И не забывайте принцип великого педагога Антона Семеновича Макаренко: воспитание — в процессе обучения.

Справка:

В мае 1942 г. приказом наркома Военно-Морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова при Учебном отряде Северного флота была создана Специальная Школа юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах. Возраст призыва на военную службу – неполные 15 лет. Тысячи мальчишек со всей страны рвались туда, чтобы стать юными моряками и воевать насмерть. Вести отбор поручили райкомам комсомола. Некоторым преимуществом пользовались дети военных и детдомовцы. Кое-кто из ребят успел повоевать в партизанских отрядах, кто-то был «сыном полка».

За годы Великой Отечественной школа подготовила 4111 высококвалифицированных специалистов для флота. Только в 1943 году на Балтийский флот направлено более 280 соловецких выпускников  — 76 артиллерийских электриков, 71 радиста, 59 боцманов, 49 рулевых, 39 мотористов-дизелистов.

Сама учеба в Соловках начиналась в непростых условиях. Рыли землянки, крыли их ветками – получились общежития и учебные классы.

Занятия шли очень плодотворно. Знания молодыми умами усваивались быстро и надежно. Предметы преподавались морскими офицерами, прошедшими фронт, поэтому каждый урок «бил точно в цель». Задача юнг была ясной: заменить уже ушедших на фронт корабельных специалистов. Многие из них наравне со взрослыми воевали на катерах, сопровождавших союзные конвои. Знаменитый писатель-маринист Валентин Пикуль, выпускник Соловецкой школы и воевавший затем на эсминце «Грозный» написал об этом автобиографическую книгу «Мальчики с бантиками». Так он вспоминает: «… Расписание занятий поражало обилием тем. Для рулевых: морпрактика, сигнальное дело, устройство корабля, навигация и штурманское дело, карты и лоции, рули и поворотливость корабля, метеорология, вождение шлюпки, мореходные приборы и электронавигационные инструменты, – как много предстоит знать!»

 


Ваш комментарий

адрес не будет опубликован