Состоялся ежегодный семинар «Ходили мы походами»
20 ноября 2024 года в Большом конференц-зале Санкт-Петербургского государственного морского технического университета состоялся семинар «Ходили мы походами».
Семинар проводится при поддержке Морского совета при Правительстве
Санкт-Петербурга, Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» и СПб МТА им. адмирала Д.Н. Сенявина.
Во вступительном слове гости семинара пожелали участникам удачной и эффективной работы, а модератор семинара Андрей Березкин зачитал Приветственное слово от Татьяны Чекаловой — ответственного секретаря Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга.
Далее с докладами выступили:
Березкин Андрей Алексеевич, директор морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», член Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, с темами докладов «О значении водных походов, регат и морской практики в системе дополнительного образования детей морской направленности и воспитании юных моряков на славных традициях российского флота» и «Детско-юношеские яхтенные проекты ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»». В своем выступлении Андрей Алексеевич отметил возрастающую роль походов, регат и морской практики на всех видах речных и морских, спортивных и учебных, парусных и гребных судах в деле дополнительного образования детей, когда дети в форме профессиональных проб испытывают свои желания и возможности. Особо отмечены были и удачные экскурсии на прогулочных судах, и выходы в море детей на парусно-моторных яхтах ГУМРФ, где дети и подростки прикоснулись к флоту и его славным традициям и определились в своей дальнейшей судьбе, так или иначе связанной с профессией моряка.
Солнцев Александр Николаевич, капитан 1 ранга в отставке, участник похода 1974 года, педагог Нахимовского ВМУ, в настоящее время капитан парусно-моторной яхты «АВРОРА», с темой доклада «50-летие яхтенного похода нахимовцев в 1974 году в Польшу – актуальные выводы и предложения для современных юных моряков». В своем выступлении Александр Николаевич отметил, что сегодняшние санкции мешают международному развитию парусного спорта и общению различных народов побережья Балтийского моря, укреплению дружбы и добрососедства с отдельными странами, как это было раньше: 50 лет назад. Докладчик отметил, что в те времена тоже были проблемы с таможней и паспортами, были трудности в оформлении виз. Но главное, что такой международный поход состоялся на трех яхтах Нахимовского училища и это стало традицией — дальние походы на яхтах по Финскому заливу и Балтийскому морю в период летней практики нахимовцев и их отпусков, которыми иногда пришлось жертвовать во имя парусной практики. С особой теплотой вспоминал докладчик и наставников тех времен: Дерябина В.Н., Осадчего В.С. и других яхтенных капитанов и парусных мастеров того времени, участников парусных регат и гонок «Парус-74». В заключении докладчик обратил внимание на продолжение традиций подготовки нахимовцев по программе летней практики на швертботах, на ялах и яхтах яхт-клубов города, НВМУ, ГУМРФ с участием в ежегодном молодежном историко-патриотическом и учебном яхтенном походе «Паруса памяти».
Степанов Виталий Вячеславович, директор Межвузовского студенческого яхт-клуба СПбГМТУ и Сапожников Василий Александрович, руководитель шлюпочных походов СПбГМТУ с темой доклада «Молодёжные шлюпочные и яхтенные проекты СПбГМТУ и перспективы участия в них юных моряков-старшеклассников». Докладчики отметили роль шлюпочных и яхтенных походов на яхте «ХОРТИЦА» по Ладоге в становлении курсантов СПбГМТУ как настоящих моряков, широкий охват курсантов и воспитанников, возможность работы разновозрастных экипажей в команде и особую роль капитана яхты в пропаганде морского дела, когда день рождения капитана встречали прямо в походе. Сапожников В.А. также отметил возрастающую патриотическую роль ежегодных шлюпочных парадов в День Победы и в юбилейном 2025 году, возрастающую роль привлечения подростков и молодежи к ежегодным традиционным соревнованиям «Вёсла на воду» и к другим проектам летней практики на шлюпках, таким как «ЭКО-ЛАДОГА».
Горелова Елена Фёдоровна, заместитель директора СПб МТА им. адмирала Д.Н. Сенявина с темой доклада «Особенности организации морской практики для детей и молодёжи с использованием материально – технической базы СПб МТА им. адмирала Д.Н. Сенявина». В докладе отмечалась особая роль учебной парусно-шлюпочной базы в привлечении всех школ и морских клубов города к практическим занятиям на шлюпках ЯЛ-4 и ЯЛ-6 и особая роль в этом дополнительного образования детей МТА и ГУМРФ, которая включает не только теоретическую подготовку зимой, но и практические занятия в период навигации и летнего отдыха, включая ежегодный допуск воспитанников к управлению шлюпкой на вёслах и под парусом в качестве старшины шлюпки. Отдельно была отмечена новая тенденция и традиция широкого привлечения курсантов Академии, воспитанников школ ОДОД МТА к парусным соревнованиям и гонкам на спортивных яхтах различного класса, к походам на крейсерских яхтах типа «Л-6». Содокладчиком выступил Осипов Александр Николаевич, который коротко подвел итоги проведения ежегодной специальной парусной практики на учебно-производственном судне «Юный балтиец» МТА и её особенностях, включая подготовку документов и самих воспитанников перед практикой на судне, изучения основ морского дела и технику безопасности на судовых работах и авралах.
Шепелев Артур Викторович, директор Морской школы Московского района Санкт-Петербурга с темой доклада «Водный поход по Вуоксе на шлюпках и на лодках «Пелла» кадетов Морской школы Московского района». Докладчик отметил особенности проведения шлюпочной практики на учебных базах морской школы и особенности проведения походов по рекам России. Особо подчеркнуты преимущества и недостатки таких походов, когда огромная ответственность возлагается на руководителей и их помощников при проведении такой практики: необходимы установленные законодательством документы и специальное обучение руководителей и помощников-вожатых.
Абдулин Тимур Гумарович, капитан парусно-моторной яхты «ЗАРЯ», учитель физики Кадетского пожарно-спасательного корпуса ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», с темой доклада «Яхтенный проект «Россия на Балтике» — потенциальный маршрут для организации российской морской регаты учебных парусников (Санкт-Петербург – Калининград – Санкт-Петербург)». Докладчик отметил трудности перехода в Калининград и обратно без захода в иностранные порты для отдыха и пополнения запасов в условиях санкций западных стран. Докладчик отметил особую роль, которую сыграл Музей Мирового океана в осуществлении проекта и подчеркнул, что такая регата может и должна проводиться в составе команды яхт всех городов России, а не только Калининграда и Петербурга. В докладе отмечалось, что такие походы формируют настоящие волевые качества моряка. Конечно и учебные парусники «Мир», «Седов» и «Крузенштерн» могли бы украсить такие регаты и походы.
Биккенин Рашид Рафаэльевич, капитан яхты «РУСЬ», с темой доклада «Дальнее спортивное плавание парусно-моторной яхты «РУСЬ» по внутренним водным путям из Санкт-Петербурга в Архангельск и обратно». Докладчик отметил особенности прохождения шлюзов на переходе по внутренним водным путям и особую красоту природы в этих тихих уголках России и возможность посещения исторических мест и островов (Соловецких например) и их духовно-патриотическую воспитательную роль.
Мельников Дмитрий Александрович, специалист по работе с молодёжью Клуба юных моряков «Адмиралтеец», с темой доклада «Туристский поход школьников на байдарках в акватории Выборгского залива». В докладе отмечалась спортивная составляющая категорийных туристических походов на байдарках и катамаранах по внутренним водным и морским путям Выборгского залива, а также организационная особенность доставки и развёртывания плавсредств на стоянках и в палаточных лагерях. Отмечалась допоходовая составляющая подготовки и отбора участников таких походов, подготовка материальных средств, осмотр и ремонт необходимых плавсредств и техники.
Буравицкая Елена Вячеславовна, PR — директор проекта «Форт Тотлебен» яхт – клуба Санкт-Петербурга, с темой доклада «Тренировочные сборы шлюпочных команд на форте Тотлебен». В докладе отмечалась замечательная традиция экологической уборки на фортах, оборудование баз отдыха и подготовки шлюпочных команд на особенных шлюпках-капитанских гичках, традиция отработки экипажей при гребле на распашных вёслах и работа команды при движении под тремя парусами. Докладчик пригласила всех желающих воспитанников школ-участников семинара на мастер-классы в яхт-клуб «Геркулес».
После докладов с подведением итогов семинара, информацией о практических морских мероприятиях 2025 года для детей, подростков и молодёжи выступили Андрей Березкин и Елена Горелова. Модераторы высказали свои пожелания и предложения по дальнейшему развитию дополнительного образования детей и подростков школ города и области в сфере взаимодействия образовательных учреждений и клубов с морскими учебными базами, заведениями, яхт-клубами и учебными судами. Участники семинара отметили необходимость развития морского кадетского образования и разработки единых стандартных требований к воспитанникам разных возрастов и классов перед допуском их на практику в период навигации.